Значение музыки в нравственно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на примере внеклассного мероприятия «Времена года в музыке»
(Творческий диалог в рамках ретрансляции опыта)
Дата проведения: 19.11. 2013г.
Цель: поделиться опытом педагогов-музыкантов в ознакомлении обучающихся с шедеврами русской музыки
Вступление
Сегодня как никогда актуальна тема воспитания детей в условиях современной действительности: мы живем и трудимся в сложное для нашей страны историческое время: смена общественно-экономической формации привела к переоценке ценностей. В обществе стали культивироваться совсем другие идеалы, не требующие ни культуры чувств, ни культуры знаний, ни культуры веры. Поэтому воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Академик Асафьев Б.В. справедливо считал, что детское творчество имеет воспитательную ценность, необходимую в раннем возрасте для всех детей без исключения; музыка — «вечно живое» претворение всего, что звучит в природе и в душе человека, он призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею, ведь музыка способствует развитию эмоциональной, интеллектуальной сторон человека , развитию творческих способностей, фантазии, воображения, поведения, и тем самым воспитывает его».
Основная концепция музыкального отделения Центра развития творчества детей и юношества определена в программе развития :
«Обучение на музыкальном отделении — не только способ приобретения знаний и практических навыков в области музыкального искусства, а целостная система нравственно-эстетического воспитания детей». В систему воспитательной работы музыкального отделения центра входят такие компоненты: уроки музыкальной направленности, внеурочная деятельность, музыкально — просветительская работа, взаимодействие с семьей, с социумом. Как показывает опыт, наибольшее воспитательное значение имеют внеурочные мероприятия: классные часы, праздники, концерты. На уроках, во внеклассных занятиях педагоги стараются развить музыкальность в каждом ребенке: способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ; создать художественно-творческую среду, чтобы обеспечить взаимосвязь между образовательной и внеурочной деятельностью детей. Только через включение детей в различные виды деятельности происходит формирование музыкально — эстетической культуры. Для успешного нравственно-эстетического воспитания обучающихся средствами музыки приходится работать по таким направлениям: использовать на уроках и во внеклассной работе художественное творчество, сочинение стихотворений, рассказов на ту или иную музыку, прослушивание народных песен, классических произведений, разучивание на инструменте произведений разных жанров и стилей. Творческий подход к выбору форм внеурочной деятельности позволяет учитывать интересы детей, родителей. Формы проведения таких мероприятий разные (традиционные и нетрадиционные): лекции — концерты, викторины, семейные праздники, беседы о музыке, кукольный театр, музыкальные спектакли, музыкальные сказки.
Одной из важных составляющих воспитательной работы является внеклассная работа с детьми педагогами инструментальных классов, которые, являясь классными руководителями, работают по плану внеклассной работы. Объединяя по несколько классов, педагоги проводят открытые внеклассные мероприятия для всех желающих с разнообразной тематикой: «Русская песня – душа народа», « Чаепитие в русском стиле»; «Проводы Масленицы»; «К 130-летию «Детского альбома П.Чайковского»; «Продлись, очарованье», «Времена года в музыке» и т.д.
Другой формой нравственно-эстетического воспитания юных музыкантов является концертная деятельность педагогов и детей. Концерт –это творческий отчет , который позволяет реализовать творческие способности детей, приобщить их к музыкальной культуре общества. В подготовке к концертам особенно ценна детская инициатива в подборе и репетиции номеров: ребята сами аккомпанируют своим товарищам при исполнении песен, сочиняют музыку, помогают в оформлении зала. Концерты проводят в самых разнообразных формах: просто концерты, тематические концерты, музыкально – литературные композиции. Такие концерты имеют огромное воспитательное значение . Таким образом, успех музыканта-педагога в нравственно-эстетическом воспитании обучающихся зависит от вовлечения детей в разнообразную по форме и содержанию внеурочную деятельность….скачать весь сценарий