Когда трехлетний ребенок стесняется что-то спросить или сказать, это вызывает умиление у взрослых. Неуверенность в себе школьника может стать причиной плохих отметок, а во взрослой жизни эта черта характера несет за собой гораздо больше проблем. Так что же такое застенчивость, откуда она берется и как с ней бороться.
Застенчивость — это нерешительность, скованность и неловкость в обществе. У детей она часто проявляется в виде страха контактировать с новыми людьми, публично выступать и высказывать свою точку зрения. Робость может проявляться только в стрессовой ситуации — участие в конкурсе, в командной игре, или сопровождать любое общение с другими людьми. В первом случае уверенность к ребенку приходит сама по себе вместе с опытом в том или ином виде деятельности, во втором — необходима особенная поддержка родителей.
Откуда ноги растут
Мы уже давно успели понять, что все проблемы родом из детства. Обычно застенчивость у малышей начинает проявляться в 2,5 — 3 года. Детишки боятся знакомиться с другими ребятами во дворе, прячутся за спину мамы, если от них ждут произнесения недавно выученных стихотворений. В норме ребенок справляется с застенчивостью к 7 годам. Если же этого не произошло, то вполне вероятно, что нерешительность будет преследовать его и во взрослой жизни.
Застенчивость ребенка говорит о том, что ему особенно важно мнение окружающих о нем. Она может быть следствием того, что родители привыкли критиковать поступки ребенка или сравнивать его успехи с достижениями сверстников. Робость может быть также результатом авторитарного воспитания, когда у детей нет возможности выражать свои предпочтения, мысли и чувства. Кроме того, это качество чаще проявляется у детей, которые в дошкольном возрасте не посещали развивающие занятия и детский сад, не имели возможности в должной мере приобрести все навыки общения.
Любовь и поддержка
Чтобы помочь малышу стать увереннее в себе и предупредить появление застенчивости, следует придерживаться некоторым правилам в воспитании:
- не критиковать действия ребенка при посторонних людях;
- не пытаться навязать свои предпочтения и взгляды;
- давать возможность ребенку общаться с другими детьми и взрослыми;
- ставить перед ребенком цели, которые он в состоянии выполнить;
- хвалить, поощрять и поддерживать начинания малыша.