Мы подобрали для вас веселую пятерку фильмов, от просмотра которых удовольствие получит и стар, и млад. Взрослые вспомнят «детство золотое» и коронные фразы, ставшие афоризмами, дети ахнут, узнав, какого года выпуска то или иное кино, и вдруг поймут, что их папы, мамы, бабушки и дедушки тоже были маленькими и, будучи детьми, смотрели эти фильмы. Кстати, это отличный повод проследить за реакцией подрастающего поколения, сравнить (вы же помните, в каких местах смеялись и что понравилось больше) и сделать соответствующие выводы.
1. «Подкидыш» (1939)
режиссер Татьяна Лукашевич, сценарий актрисы Рины Зеленой и детской писательницы Агнии Барто.
Уходя по делам, мама просит присмотреть за пятилетней Наташей ее старшего брата Юру. Мальчик, занятый выполнением своего пионерского поручения, не замечает, как шустрая сестренка уходит из квартиры. Непоседливая Наташа попадает в детский сад, но, пока заведующая звонит в милицию, уходит и оттуда. Потом малышка попадает в коммунальную квартиру, где живут холостяк геолог и пожилая дама. Пока геолог спорит с соседкой о методах воспитания, девочка опять уходит и попадает к семейной паре – Ляле и Муле. Вот такой получается колобок, только на советский лад.
Кстати, фраза Ляли, которую играет блистательная Фаина Раневская, «Муля, не нервируй меня!» превратилась в визитную карточку актрисы. А еще в фильме играют молодые Рина Зеленая и Ростислав Плятт. Наивный, но очень смешной и добрый фильм.
Чем еще он хорош, так это видами старой Москвы. В нем можно увидеть панораму Чистых прудов, Тверскую улицу (тогда улицу Горького), начало Ленинского проспекта, ВДНХ (тогда ВСХВ) и проспект Мира, Манежную площадь. А еще можно полюбоваться старыми машинами, троллейбусами, трамваями и автобусами.
2. «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен!» (1964)
режиссер Элем Климов, авторы сценария Семен Лунгин и Илья Нусинов. В ролях Виктор Косых (Данька из «неуловимых мстителей»), Евгений Евстигнеев, Нина Шацкая.
В фильме во всей своей красе перед нами развертывается пионерлагерная действительность с ее дурацкими шутками, нелепыми проблемами, перестраховкой взрослых и трогательной детской дружбой, когда отъявленного хулигана готовы чуть ли не на руках носить и покрывать его до последнего.
Юный хулиган Костя Иночкин (Виктор Косых) переплыл реку в неположенном месте и оказался на запретной для посещений территории. За это начальник лагеря Дынин (Евгений Евстигнеев) изгоняет мальчика из лагеря, ведь, глядя на Костю, другие дети тоже могут нарушить правила и начать лазить в запретные зоны. Завхоз пионерлагеря отводит Костю на железнодорожную станцию и оставляет там, свято веря, что мальчик сядет в поезд. Но стоило Косте представить реакцию бабушки на его неожиданное возвращение, как он тайком возвращается в лагерь. Кстати, сцена, которая разыгрывается в воображении мальчика, в свое время вызывала у зрителей гомерический хохот. Да уж, бабушка умирает со словами: «Ты меня в гроб вгонишь!», а гигантская толпа осуждает Костю за то, что он сделал со старушкой. Товарищи до последнего будут скрывать Костю, таскать ему еду из столовой, и с этим связано множество нелепых и комичных ситуаций.
Этот прекрасный добрый фильм буквально напичкан специфическими остротами и «пионерлагерным» юмором. Нескольким поколениям советских пионеров есть, что вспомнить, а заодно и проверить, понятны ил шутки их детства современным дошкольникам и школьникам. За последнее, впрочем, можно не волноваться: что-что, а специфический детсадовский или школьный юмор никуда не делся и даже процветает. И, конечно же, и взрослые, и дети получат удовольствие от блистательной и очень искренней игры актеров.
3. «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1984)
режиссер Владимир Алеников, авторы сценария Владимир Алеников и Валентин Горлов.
Картина стала продолжением фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные». Эта музыкальная комедия, в которой много музыки и танцев, про двух неразлучных друзей – Васю Петрова и Петю Васечкина. Сюжет полон забавных ситуаций, мальчики то и дело попадают в смешные переделки и только и делают, что выпутываются из них. Опять лето, опять пионерский лагерь и два непоседливых и очень искренних мальчугана, которых принимают не за тех, кто они есть на самом деле. Аналогии с гоголевским «Ревизором» более чем прозрачны и напрашиваются сами собой.
Ничего хорошего от пионерского лагеря мальчишки не ждут и уже заранее считают каникулы испорченными. Но в лагере друзья вдруг замечают, что окружены каким-то странным вниманием со стороны остальных ребят. Дело в том, что незадолго до приезда Пети и Васи становится известно: в лагерь должен пожаловать хулиган по кличке Гусь. И вот пионеры должны этого хулигана перевоспитать. Надо ли говорить, что весь их воспитательный пыл направлен на двух подозрительных новеньких? И вот Васечкин, у которого дар находить приключения на все части своего тела, воспользовался ситуацией, чтобы развлечься. Чем бы закончились эти развлечения, неизвестно, но Маша Старцева – девочка с бездонными глазами, направляет энергию мальчишек в нужное русло.
Фильм воспринимается легко, в нем много смешной путаницы, много веселой музыки и песен. Взрослым есть, что вспомнить и о своем детстве, детям – послушать и услышать нечто новое о детстве своих мам и пап.
4. «Денискины рассказы» (1970)
режиссер Владимир Храмов, автор сценария Виктор Драгунский. В ролях: Марианна Вертинская, Валентин Смирнитский, Спартак Мишулин, Юрий Никулин.
Лента «Денискины рассказы» включает в себя 4 серии по мотивам рассказов «Школьный праздник», «Здоровая мысль», «Шляпа Гроссмейстера» и «Двадцать лет под кроватью». Дениску играет Михаил Мень (бывший губернатор Ивановской области, доктор философских наук), его маму – Марианна Вертинская, папу – Валентин Смирнитский, в эпизодических ролях ведущего школьного праздника и соседа – Спартак Мишулин и Юрий Никулин. Уже от одного актерского ансамбля можно получить наслаждение. А уж сколько искреннего смеха вызовут смешные и удивительные истории, приключившиеся с маленьким Дениской Кораблевым, его родителями и друзьями!
В первой серии Дениска, не имея ни слуха, ни голоса, на школьном празднике вместе со своим другом Мишкой вызывается петь сатирические частушки. Вместе им удалось спеть лишь один куплет, дальше Мишка напрочь забыл слова, и его уволокли за кулисы, ободряюще крикнув Дениске: «Денис, пой один, не подведи!» И Денис не подвел: несмотря на то, что в финале ему эти слова чуть ли не хором скандировали все зрители, он, как заводной все повторял и повторял первый куплет. Смешно до колик! А как он отыскивал свою квартиру в одинаковых домах и одинаковых подъездах! Через 5 лет та же самая ситуация станет причиной недоразумений на «взрослом» уровне в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!»
Отличный фильм для совместного семейного просмотра и обмена впечатлениями о советском прошлом. Только вот рядом с вами будет сидеть такой же непоседа и мотать все увиденное и услышанное на ус, а значит, примеривать на себя «киношный» опыт общения с взрослыми и сверстниками. Что, впрочем, не так уж плохо.
5. «Подарок с характером» (2014)
режиссер Карен Оганесян, авторы сценария Олег Сироткин, Давид Галустян, Сергей Левитан, Артем Соловьев, Карен Арутюнов. В главной роли Михаил Галустян (юморист, шоу-мен, бывший участник КВН).
Аниматор в костюме панды Миша – неудачник по жизни, так как к 30 годам у него ни работы, ни семьи, зато долгов выше крыши, почему он и вынужден скрываться от своих кредиторов. Единственное, что он умеет, развлекать детей в костюме панды. Так что когда его приглашают поработать на дне рождения сына олигарха Артема, Миша с радостью хватается за это предложение. И кто мог знать, что эта встреча станет в буквальном смысле началом больших приключений?
Артем – далеко не простой мальчик. Ну да, сын олигарха, но не по возрасту развитый, ребенок, которого не интересуют ни навороченные компьютерные гаджеты, ни обычные игрушки. Он твердо знает, чего хочет. Да, у мальчика есть одна заветная мечта, для осуществления которой он должен вместе с взрослым другом отправиться в путешествие через всю страну. Артем даже билет купил и чемодан уже с вещичками собрал, дело только за напарником. И вот у такого прагматичного ребенка сопровождающим становится этакий взрослый недотепа, наивный, как ребенок, и верящий в счастливую случайность. Совместные приключения сближают двух таких разных людей. Кстати, интрига сохраняется до конца фильма: о чем мечтал мальчик, зрители узнают только в самом конце картины.
Хороший, смешной фильм в то же время ненавязчиво говорит о семейных ценностях и о том, что получается, когда родители-труженики за своими трудами совершенно забывают о том, для чего и для кого они так рьяно зарабатывают деньги. Взрослым есть, о чем подумать, детям – над чем от души посмеяться.